ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» / Протокол № 1 от 30.08.2023г. Юсупова С.М. / подпись Приказ № 78/2 от 30.08.2023г. Положение о классном руководстве в МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» 1. Общие положения Данное Положение о классном руководстве в МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года, Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях от 12.05.2020 № б/н, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 11 июня 2021 года, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 24 апреля 2020 года, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями от 01 июля 2021 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Конвенцией о правах ребенка, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данное Положение о классном руководстве обозначает цели и задачи классного руководителя, определяет его функции, права, обязанности и ответственность, регламентирует организацию деятельности классного руководителя, ведение им документации, устанавливает взаимоотношения по должности и определяет критерии оценки его работы и механизмы стимулирования классных руководителей. Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание и социализацию ребенка в классном ученическом коллективе, в современном мире и обществе. Классный руководитель — профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребѐнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребѐнка и осуществляющий свою деятельность в образовательной деятельности общеобразовательной организации. Классный руководитель — педагог, создающий условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности. Директор МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» назначает и освобождает учителя от классного руководства приказом по школе, заключает с педагогом дополнительное соглашение о закреплении за ним классного руководства. Непосредственное руководство работой классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Классное руководство распределяется администрацией школы, закрепляется за педагогом с его согласия, исходя из интересов школы с учѐтом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей. 2. Цели и задачи деятельности классного руководителя Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» , осуществляющей образовательную деятельность, иных локальных актов, настоящего положения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей и талантов; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной, образовательной, воспитательной и развивающей работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; регулирование отношений между обучающимися, педагогическими работниками и родительским сообществом; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; формирование гражданско-патриотического воспитания; организация социально значимой творческой деятельности обучающихся; формирование у обучающихся активной позиции по отношению к осознанному выбору будущей профессии и профессиональному самоопределению. 3. Функции классного руководителя Основными функциями классного руководителя являются: Организационно-координирующие: обеспечение связи между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и семьей; установление контактов с родителями (их законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и других педагогических работников школы); проведение консультаций, бесед с родителями (их законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом образовательной организации; организация в классе образовательной деятельности, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы с обучающимися через взаимодействие с социально-педагогической службой, участия в малых педсоветах, Советах по профилактике и других тематических мероприятиях; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; ведение документации; координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; формирование классного коллектива, организации и стимулирования разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе; оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления; организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогомпсихологом, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся: содействие в получении обучающимися дополнительного образования посредством включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы); участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета по профилактике; подбор форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательной деятельности в образовательной организации; заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, с использованием полученной от родителей информации о здоровье, ограничениях и предпочтениях обучающихся. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками, обучающимися и их родителями; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка; изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса; прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива; прогнозирование результатов воспитательной и образовательной деятельности; построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе, отношений; изучение и анализ востребованности системы дополнительного образования. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися; контроль за самочувствием обучающихся; контроль за исполнением нормативно-правовых и локальных актов школы обучающимися. 4. Обязанности классного руководителя. Классный руководитель образовательной организации обязан: Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников. Организовывать учебно-воспитательную деятельность в классе, вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов, изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы. Оказывать помощь школьникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся. Вовлекать в организацию воспитательной деятельности в классе педагогов- предметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.). Пропагандировать здоровый образ жизни как составляющую гражданско- патриотического воспитания. Регулярно информировать родителей (их законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе. Планировать свою деятельность по классному руководству. План классного руководителя не должен находиться в противоречии с планом работы школы. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом. Вести документацию по классу (личные дела обучающихся, электронный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.). Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных руководителей. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения школьных и внешкольных мероприятий. Осуществлять организацию результативного участия каждого учащегося класса в рейтинговых мероприятиях согласно критериям рейтинга школ города (другого населенного пункта) и критериям рейтинга класса на текущий учебный год. Вызывать скорую медицинскую помощь обучающимся при травмах/жалобах любой этиологии. Информировать администрацию школы о любых нештатных и чрезвычайных ситуациях с обучающимися. Организовывать деятельность класса в социокультурном пространстве города. По требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете, совещании при директоре. 5. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право: Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своего класса. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, социально-педагогической службы, а также органов самоуправления. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (их законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанных с учебно-воспитательной и организационной деятельностью обучения. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования. 6. Организация деятельности классного руководителя. Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой: Классный руководитель ежедневно: определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организует и контролирует дежурство ребят по школе; организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. Классный руководитель еженедельно: проверяет отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися занятий; проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным расписанием; организует работу с родителями; проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе; анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся. Классный руководитель ежемесячно: посещает уроки в своем классе (согласно графику); получает консультации у психологической службы и отдельных учителей; организует работу классного актива. Классный руководитель в течение учебной четверти: оформляет и заполняет электронный журнал; участвует в работе методического объединения классных руководителей; проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности обучающихся; проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; проводит классное родительское собрание; представляет заместителю директора по учебной работе информацию об успеваемости обучающихся класса за четверть. Классный руководитель ежегодно: оформляет личные дела обучающихся; анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года; составляет план воспитательной работы в классе; собирает, анализирует и предоставляет информацию об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.). В целях эффективности работы классного руководителя с обучающимися школы, в обязанности учителя входит работа с рейтингом класса по форме общешкольного конкурса «Самый успешный класс года», вклад которого отображает качество образования в школе. Классный час, время которого утверждено руководителем школы, обязателен для проведения классным руководителем и посещением учащихся. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустима. Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин. В целях обеспечения четкой организации деятельности школы проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не предусмотренных планом школы и годовым планом классного руководителя, не допускается. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить сопровождение обучающихся в расчѐте 1 взрослый на 10 обучающихся. О проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель в письменном виде уведомляет администрацию школы не менее чем за 3 дня до мероприятия. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). При выборе форм работы необходимо руководствоваться: определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами; принципами организации образовательной деятельности, возможностями, интересами и потребностями обучающихся, внешними условиями; обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов. 7. Взаимоотношения и связи по должности Классный руководитель под руководством заместителя директора школы по учебновоспитательной работе планирует свою работу, свой план работы представляет на утверждение заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя учебных дисциплин, педагогический коллектив самостоятельно определяет режим работы классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и условий жизни школы, планах общей работы школы и установленных традициях жизнедеятельности образовательной организации. Представляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный анализ результативности воспитательной работы с классом (раз в год). Получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками, социальным педагогом, библиотекарем и заместителем директора школы. Исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа директора школы. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 8. Документация классного руководителя Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации деятельности классных руководителей являются: Международные документы; Федеральные законы; Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ; Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня; Методические письма Министерства образования и науки РФ; Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность. Классный руководитель ведѐт следующую документацию: личное дело обучающегося; электронный журнал класса; журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ; анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы образовательной организации). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией школы; социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией школы); результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса; характеристики на обучающихся (по запросу); протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний; разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов, при необходимости); дневник классного руководителя; аналитические материалы. 8.2. Примерная структура Дневника классного руководителя. 1. Сведения об обучающихся и их родителях. 2. Общественные поручения обучающихся, актив класса. 3. График дежурств по классу, школе. 4. Рейтинг участия обучающихся в классных, школьных делах, конкурсной деятельности. 5. Тематика классных часов. 6. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время. 7. Индивидуальные и общие карты занятости обучающихся во внеурочной деятельности. 8. Тематика родительских собраний. 9. Учет посещаемости родительских собраний. 10. Сведения о Родительском комитете класса. 9. Критерии оценки работы классного руководителя Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательной деятельности, а также учебно- вспомогательным персоналом образовательной организации, родителями (их законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев. 6 Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика в: состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса; степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа жизни; уровне воспитанности обучающихся; процент посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий; уровень сформированности классного коллектива; процент занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности; рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях различного уровня; степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления. Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и согласовывается Управляющим советом школы. Администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя. Также эффективность работы классного руководителя отображается в рейтинге вклада в качество образования школы, показателем которого является его класс, принявший участие в общешкольном конкурсе «Самый успешный класс года». 10. Ответственность классного руководителя Классный руководитель несѐт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время воспитательных мероприятий с классом. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несѐт административную ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством За виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством. 11. Механизмы стимулирования классных руководителей Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям: Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая: создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией; создание системы наставничества и организацию методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство; организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая; наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство; предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации; предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая: создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений; организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и восстановления в школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации образовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая: публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета; размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте школы; информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства; организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников. 12. Заключительные положения Настоящее Положение о классном руководстве в МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С.Аскандарова» является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. Положение о классном руководстве в образовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1. настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.