18.Положение о портфолио обучающегося

ПРИНЯТО:на Педагогическом совете
МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С. Аскандарова»
Протокол № 1 от 30.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ «Курушская СОШ №»2
им. Я.С. Аскандарова»
_____________ /Юсупова С.М./
Приказ № 78/2 от 30.08.2023г.

Положение
о портфолио обучающегося
МКОУ «Курушская СОШ№2 им. Я.С. Аскандарова»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе (далее – Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года, ФГОС начального и основного
общего образования, утвержденных Приказами Минпросвещения Российской Федерации №286 и
№287 от 31 мая 2021 года, ФГОС среднего общего образования, утвержденного соответственно
Приказом Минобрнауки России №413 от 17 мая 2012 года с изменениями на 11 декабря 2020 года,
постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 года №1836 «О государственной
информационной системе «Современная цифровая образовательная среда», а также Уставом
МКОУ «Могилевская СОШ
им.Н.У.Азизова» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение устанавливает порядок формирования, структуру и содержание портфолио
индивидуальных достижений обучающегося школы, определяет участников его формирования и их
обязанности, критерии оценивания портфолио.
1.3. Данное Положение разработано в целях создания условий концепции профильного обучения в
общеобразовательной организации, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся
в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, реализующих соответствующие программы
общего образования.
1.4. «Портфель личных достижений» (далее – Портфолио) – это индивидуальная папка
обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в
разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный
год и за весь период его обучения в образовательной организации.
1.5. Портфолио — это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных
или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль
индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.
1.6. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в образовательной
деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающих
требованиям стандарта к основным результатам начального, основного и среднего общего
образования, а также для представления личности обучающегося при переходе на следующий
уровень образования.
2. Цели и задачи Портфолио
2.1. Целью составления Портфолио является:
• собрание и систематизация результатов развития обучающегося, его усилий, достижений в
различных областях;
•

демонстрация спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений,
способностей практически применять приобретенные знания и умения.
2.2. Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:

•
•
•
•

•
•
•
•
2.3.
•

•

•
•

создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
содействовать индивидуализации образования обучающегося;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей
(законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со
школой;
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать
собственную образовательную деятельность;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
Портфолио реализует следующие функции образовательной деятельности:
диагностическая – позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование
умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося
и учитывать это в общении;
контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в образовательной деятельности
помогает ребенку
осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
воспитательная – осознание в
себе обучающегося, человека, ценностных
ориентаций;
функция творческого развития (рейтинговая) – позволяет проявить творческие способности
обучающегося и показывает диапазон навыков и умений.

3. Порядок формирования Портфолио
3.1.
Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является одной из
составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе в 5
класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.
Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета»
выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора
его дальнейшего развития и обучения.
3.3. Период составления Портфолио:
• 4 года (1 - 4 классы начального общего образования);
• 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования.
3.4.
Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, также может
сохраняться и в электронном виде.
3.5.
В формировании Портфолио обучающегося участвуют обучающиеся, родители (законные
представители), классный руководитель, педагог-психолог, учителя- предметники, педагоги
дополнительного
образования,
администрация
общеобразовательной организации.
3.6. При оформлении Портфолио должны соблюдаться следующие требования:
• систематичность и регулярность ведения Портфолио;
• достоверность сведений, представленных в Портфолио;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• разборчивость при ведении записей;
• целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
• наглядность;
• сохранность Портфолио.
3.7. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и
родителями (законными представителями) в начале обучения.
3.8. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ),
разъясняет обучающемуся порядок пополнения Портфолио.
3.9. Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право

включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его
индивидуальность. Если какой-либо материал обучающийся перестанет считать своим достижением,
он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
3.10. Учет документов, входящих в Портфолио, осуществляет классный руководитель, который
оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио, осуществляет
посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного
образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио.
3.11. Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в
руководстве самостоятельной работы обучающихся по формированию и оцениванию Портфолио.
3.12. На каникулы Портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных
представителей) с его содержанием.
3.13. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое знакомство
родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
4. Участники работы над Портфолио и их функциональные обязанности
4.1. Участниками работы над Портфолио являются обучающиеся, их родители (законные
представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация общеобразовательной организации.
4.2. Обязанности обучающегося:
• оформлять Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи вести
аккуратно, самостоятельно и систематически;
• обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы,
материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
4.3. Обязанности родителей (законные представители):
• помогать в оформлении Портфолио и осуществлять контроль за наполнением Портфолио.
4.4. Обязанности классного руководителя:
• консультировать и помогать, сотрудничать, определять направленный поиск, обучать
основам ведения Портфолио;
• организовывать учебно-воспитательную работу с обучающимися, направленную на их
личностное и профессиональное самоопределение;
• осуществлять посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования;
• осуществлять контроль пополнения обучающимися Портфолио;
• классный руководитель оформляет итоговые
документы на основании
сертифицированных материалов, представленных в Портфолио, и несѐт ответственность за
достоверность информации, представленной в итоговом документе.
4.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
• организовывать проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области;
• разрабатывать и внедрять систему поощрений за урочную и внеурочную
деятельность по предмету.
4.6. Обязанности администрации общеобразовательной организации:
• заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет
контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии
Портфолио в образовательной деятельности школы;
• директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую
ведение Портфолио, а также распределяет обязанности участников в образовательной
деятельности, создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе
оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива
по реализации технологии Портфолио в практике работы общеобразовательной организации.
5. Структура и содержание Портфолио обучающегося
5.1. С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства

самовыражения рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное
содержание.
Таким образом, Портфолио индивидуальных достижений обучающегося может включать в себя
следующие разделы:
• титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество,
образовательную организацию, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по
желанию родителей (законных представителей) и обучающегося) (см. Приложение 1);
• «Мой Мир» («Мой портрет»), (личные сведения об обучающемся);
• «Портфолио работ»;
• «Портфолио достижений, документов»;
• «Портфолио отзывов»;
• «Разные разности» (заполняется
ребенком при его желании и по его усмотрению).
5.2. Раздел «Мой Мир» («Мой портрет») может включать в себя:
• личные данные обучающегося;
• данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребѐнка, занесѐнные им в Портфолио
самостоятельно на добровольной основе;
• информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности,
узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет,
тестов, рекомендации по
результатам
анкетирования и
тестирования;
• описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их
достижений;
• результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению;
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4252

•

другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
5.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ – формальных и творческих,
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе
посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках
образовательной программы общеобразовательной организации. Обязательной составляющей
портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых
стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны
так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объѐм и глубину знаний,
достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Этот раздел включает в себя:
• выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования
универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося,
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название
реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
• проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение
в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
• техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее
краткое описание, фотографии);
• работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
• другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре
(указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);
• занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах
(указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их
результаты);
• участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его
проведения, достигнутый результат);
• участие в конференциях, учебных семинарах,
лагерях (указывается тема
мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося);
• участие в спортивных мероприятиях (указываются сведения об участии в соревнованиях,
наличии спортивного разряда);

•

иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности
обучающихся.
5.4. В
раздел
«Портфолио
достижений,
документов»
входят
сертифицированные
(документированные) индивидуальные достижения обучающихся.
Этот раздел может включать в себя отражение результатов участия:
• в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как
нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня - школьные,
муниципальные, областные, всероссийские и др.;
• в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования,
культурно-образовательными фондами и др;
• образовательные тестирования и курсы по предметам;
• в конкурсах и мероприятиях, организованными муниципальными и региональными органами
управления;
• в спортивных соревнованиях и др.
5.5. Совокупность данных материалов должна давать достаточно объективное, целостное и
сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных
достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения
в школе.
5.6. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом
ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учѐтом основных результатов начального,
основного, среднего общего образования, закреплѐнных в федеральных государственных
образовательных стандартах.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть
представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и
эмоциональному статусу обучающегося.
5.8. «Портфолио отзывов» может включать в себя:
• систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы
наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые
ведут учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог и другие
непосредственные участники образовательной деятельности;
• характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные
учителями, родителями (законными представителями), педагогами дополнительного
образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений,
рецензии, отзывы, письма и пр.);
• анализ самим обучающимся своей деятельности (заключения о качестве различных работ, в
которых принимал личное участие обучающийся, рецензия на статью, проект,
исследовательскую работу, благодарственные письма).
5.9. Раздел «Разные разности» или «Всякая всячина» заполняется самим обучающимся и по его
усмотрению (фотоматериалы, презентации и т.д.).
6. Критерии оценивания Портфолио
6.1. Анализ и оценка отдельных составляющих Портфолио ведѐтся с позиций достижения
планируемых результатов освоения начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
6.2. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего
Портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной,
так и количественной.
6.3. Оценивать материалы Портфолио должен обучающийся с помощью взрослых (родителей
(законных представителей), учителя). Начиная со 2 класса обучающийся проводит самооценку
материалов Портфолио по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично».
6.4. Оценка как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведѐтся на критериальной
основе. Критерии оценки вырабатываются обучающимися и классным руководителем совместно и
вкладываются в Портфолио.

6.5. При оценке отдельных составляющих Портфолио используется уровневая система оценивания,
принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная система отметок по 5балльной шкале). Достижение базового уровня оценки интерпретируется как безусловный учебный
успех ребѐнка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой
«удовлетворительно» («зачѐт») (см. Приложение 2).
6.6. Оценка Портфолио проводится не реже 1 раза в полугодие, суммируется по каждому виду
деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (см.
Приложение 3).
6.7. Количественная оценка материалов Портфолио складывается из следующих обязательных
составляющих:
• результатов итоговой аттестации (средний балл);
• результатов участия в олимпиадах;
• результатов участия в научно-практических конференциях;
• результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;
• результатов личностных и метапредметных достижений;
• динамики развития обучающегося.
6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио,
делаются выводы:
• о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а
также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения
образования на уровне основного общего образования;
• о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации
с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно- практических задач;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационносмысловой,
познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
6.9. Материалы Портфолио допускают проведение независимой внешней оценки. Оценка
выставляется педагогами-экспертами (учителем данного класса, несколькими учителями других
классов;
возможно
привлечение
представителя
администрации
общеобразовательной организации).
6.10. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио
обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (см. Приложение 4). Сводные ведомости
утверждаются директором, заверяется печатью общеобразовательной организации и сдаются
заместителям директора для осуществления внутреннего мониторинга качества образования.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4252

7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося в школе является нормативным локальным
актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на
Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. данного Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение
Наименование общеобразовательной организации

Место для фотографии
(по желанию обучающегося и его родителей
(законных представителей) или иного
иллюстративного объекта)

ПОРТФОЛИО
Фамилия ____________________________________________________________________________
Имя _________________________________________________________________________________
Отчество_____________________________________________________________________________
Число, месяц, год рождения_____________________________________________________________
Год начала работы над портфолио _______________________________________________________
Классный руководитель ________________________________________________________________
(ФИО)

1

Приложение 2
Оценка достижений обучающихся по материалам Портфолио
(ФИО)

Класс ________________
Показатели
Раздел «Мой мир» («Мой портрет»)
Раздел «Портфолио работ»

Измерители
Полнота предоставления материалов

Баллы
до 3

Полнота предоставления материалов по
каждому учебному предмету

до 2

Образовательная деятельность

До 5
1 - 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний
балл аттестата

До 5

Победитель Призер Участник

3
2
1

Дистанционные олимпиады, НПК

Олимпиады, НПК (очные)

Спортивные достижения
(соревнования, спартакиады)

Школьные:
Победитель Призер Участник

3
2
1

Муниципальные (окружные):
Победитель Призер Участник

5
4
3

Региональные:
Победитель Призер Участник

5
4
3

Всероссийские:
Победитель Призер Участник

5
4
3

Международные:
Участие Победитель и призер

5
4

Школьные:
Победитель Призер Участник

3
2
1

Муниципальные (окружные):
Победитель Призер Участник

5
4
3

Региональные:
Победитель Призер Участник

5
4
3

Всероссийские:
Победитель Призер Участник

5
4
3

Международные:
Участие Победитель и призер

5
4
1
3

Классные мероприятия, практики

Творческие конкурсы, фестивали,
выставки

Участие Организация и проведение
мероприятия
Участие в кружках, секциях

3

Показатели
Творческие конкурсы, фестивали,
выставки

Измерители

Баллы

Школьные:
Победитель Призер Участник

3
2
1

Муниципальные:
Победитель Призер Участник

5
4
3

Региональные:
Победитель Призер Участник

5
4
3

Всероссийские, международные:
Победитель Призер Участник
5
4
3
1
3

Классные мероприятия, практики

Раздел «Портфолио отзывов»
Оформление портфолио

Участие Организация и проведение
мероприятия
Полнота представления материалов

до 2
до 3

Эстетичность и грамотность оформления

Приложение 3
Сводная итоговая ведомость по результатам оценки Портфолио обучающегося
(ФИО)
(Полное название общеобразовательной организации)
Класс _____________________________________

№

Показатели

Итоговый балл
Количество баллов по полугодиям
1 полугодие

2 полугодие

1
2
3
4
5
6
7

Образовательная деятельность
Достижения в олимпиадах,
конкурсах
Спортивные достижения
Творческие достижения
Дополнительное образование
Участие в мероприятиях и
практиках
Участие в общественной жизни
ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных
документов, представленных в Портфолио

Дата _____________

Классный руководитель ______________________________________

М.П.

Директор школы ________________________________________

Приложение 4
Сводная итоговая ведомость по результатам оценки Портфолио
обучающихся ____________________________ класса
за __________________ учебный год
№ п/п

ФИО
обучающихся

Количество баллов по критериям

Итого

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов,

Дата _____________
представленных в Портфолио
М.П.

Классный руководитель _____________
Директор школы ________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 048-48-71

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».