УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ «Курушская
СОШ№2 им.Я.С.Аскандарова»
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МКОУ «Курушская СОШ№2 им
Я.С.Аскандарова»
Протокол № 1 от 30. 08. 2023 г.
/_Юсупова С.М./_Приказ №
78/2 от 30.08.2023г.
Положение
о работе с одарѐнными детьми
МКОУ «Курушская СОШ№2 им
Я.С.Аскандарова»
1. Общие положения
Настоящее Положение о работе с одарѐнными детьми в школе (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2021
года (ст.77), постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и
сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 18 сентября 2021 года, а
также Уставом МКОУ «Курушская СОШ№2 им Я.С.Аскандарова» и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Данное Положение определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, а также порядок сопровождения их дальнейшего развития.
Настоящее положение ориентировано на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся в
образовательной организации.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) втом или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности проявления;
доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе:
дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие
дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области
науки (подростковый возраст);
обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст).
Целью работы с одаренными детьми является создание условий для развития
одаренности обучающихся и поддержка одаренных детей, повышение качества их
обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей,
улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в
системах «педагог – одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся –
обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель».
Для достижения цели ставят следующие задачи:
выявление одарѐнных детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности обучающихся;
составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся (Приложение 1);
развитие у одарѐнных детей качественного высокого уровня представлений о
картине мира, основанных на нравственных ценностях;
работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и
внеурочной деятельности;
организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей;
поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты.
Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и
планам на текущий учебный год.
Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет общее
расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет
общее руководство работой.
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций
осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные
технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2. Основные стратегии обучения одаренных детей в школе
Стратегия ускорения обучения:
индивидуализация обучения для одаренных обучающихся;
занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
«перепрыгивание» через класс;
профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
радикальное ускорение образовательной деятельности обучающихся по вузовским
программам;
поддержка творческой самореализации обучающихся;
дистанционное обучение.
Стратегия обогащения обучения в образовательной организации:
расширение кругозора;
освоение знаний об окружающем мире;
самопознание;
углубление в предметы;
освоение метазнаний (знаний о знаниях).
3. Принципы работы с одаренными детьми и участники еѐ реализации
В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие принципы:
принцип расширения образовательного пространства;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего обучения;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
обучающихся;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии педагога;
принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества;
принцип добровольности;
принцип создания ситуации успеха и уверенности.
Участниками реализации данного Положения являются:
администрация школы (директор, заместители директора);
руководители школьных предметных методических объединений;
учителя-предметники;
классные руководители;
руководители кружков и секций в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей;
специалисты службы психолого-педагогического сопровождения;
библиотекарь;
родители (законные представители) обучающихся.
Формы мониторинга работы с одаренными детьми в школе:
Формы
Предметные олимпиады
Общешкольная конференция
Предметные недели
Творческие отчѐты учителей из опыта
работы с одарѐнными детьми
Внутришкольный контроль
Творческие отчѐты кружков и спортивных
секций
Тематические конкурсы, выставки
Интеллектуальные предметные и творческие
конкурсы
Периодичность
1 раз в год
1 раз в год
По годовому плану
Методический день
По годовому плану
1 раз в год
По годовому плану
По годовому плану
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися
Работа с одарѐнными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в школе.
Работа с одарѐнными детьми ведѐтся в двух направлениях:
Первое направление – организация и проведение внеклассной работы по программам
творческого развития в определенной области, которая осуществляется как
индивидуально, так и в группе.
Формы работы с одарѐнными обучающимися:
выполнение научно-исследовательских и проектных работ;
творческие кружки;
предметные олимпиады;
предметные недели;
детские научно-практические конференции;
конкурсы проектных работ;
соревнования;
турниры;
творческие конкурсы;
фестивали;
выставки;
спартакиады;
праздники;
творческие мастерские;
каникулярные сборы, лагеря и др.
Второе направление – отбор и обучение интеллектуально одарѐнных детей 10 и 11
классов по специально разработанной образовательной программе «Одарѐнный
класс».
Формы работы с одарѐнными обучающимися:
выполнение научно-исследовательских и проектных работ;
предметные олимпиады;
предметные недели;
интеллектуальные турниры;
конкурсы проектных работ;
детские научно-практические конференции;
экскурсии и др.
В функциональные обязанности директора общеобразовательной организации входит:
планирование в годовом плане работы общеобразовательной организации отдельного
раздела по работе с одарѐнными детьми и контроль за его выполнением
обучающимися;
материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в
различных конкурсах.
Функции заместителей директора по учебно-воспитательной работе:
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и
обучением интеллектуально одарѐнных детей 10 и 11 классов по специально
разработанной образовательной программе «Одарѐнный класс»
(учебные
программы, учебный план, расписание, факультативы, т.д.);
организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов;
оформление нормативной документации;
сопровождение и разработка образовательных программ;
подготовка отчетов о работе с одарѐнными детьми;
организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по
проблемам работы с одарѐнными детьми;
координация
действий учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
работающих с одарѐнными детьми;
повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи
педагогам);
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарѐнных
обучающихся;
мониторинг результативности работы системы с одарѐнными обучающимися;
сбор общих информационных данных по одарѐнным детям.
Функции заместителя директора школы по воспитательной работе:
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с организацией
и проведением внеклассной работы с одарѐнными детьми (программы
дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций, т.д.);
подготовка отчѐтов о работе с одарѐнными детьми;
организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по
проблемам работы с одарѐнными детьми;
координация
действий педагогов дополнительного образования, классных
руководителей, работающих с одарѐнными детьми;
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарѐнных
детей;
организация, проведение и участие в мероприятиях, на которых раскрываются
художественная и социальная одарѐнность обучающихся;
сбор общих информационных данных по одарѐнным детям.
Функции руководителей школьных методических объединений:
сбор и систематизация методических материалов по проблеме интеллектуальной
одарѐнности;
подбор диагностических материалов для выявления интеллектуально одарѐнных
детей;
планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно);
разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам (постоянно);
оформление
материалов по работе с одарѐнными детьми на сайте
общеобразовательной организации, стенде методической работы (диагностики,
образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.);
руководство подготовкой творческих отчѐтов учителей, работающих с одарѐнными
детьми.
Функции учителей-предметников:
выявление одарѐнных детей;
подготовка методических рекомендаций по работе с одарѐнными детьми;
определение критериев эффективности работы с интеллектуально одарѐнными
детьми;
подготовка отчѐтов о работе с одарѐнными детьми;
корректировка программ и тематических планов для работы с одарѐнными детьми,
включение
заданий
повышенной
сложности,
творческого,
научноисследовательского уровней;
организация индивидуальной работы с одарѐнными детьми;
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям
различного уровня;
отбор и оформление в течение года достижений одарѐнных детей для предъявления
на ежегодной конференции в общеобразовательной организации;
оформление своего опыта работы с одарѐнными обучающимися в виде творческого
отчѐта для предъявления на Педсовете;
консультирование родителей одарѐнных детей по вопросам развития способностей
их детей;
подготовка отчѐтов о работе с одарѐнными обучающимися.
Функции классных руководителей:
оформление сводной таблицы по видам (областям) одарѐнности детей, используя
данные диагностик психологов, учителей-предметников, руководителей кружков,
секций, родителей, своих наблюдений;
планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одарѐнными
детьми класса своих способностей;
подготовка отчѐтов о работе с одарѐнными обучающимися;
взаимосвязь с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования.
Функции руководителей кружков и секций:
выявление одарѐнных обучающихся;
организация творческих отчѐтов детей;
предоставление необходимой информации классным руководителям;
консультирование родителей;
подготовка отчѐтов о работе с одарѐнными детьми (в произвольной форме).
Функции педагога-психолога:
психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа);
подготовка отчѐтов о работе с одарѐнными обучающимися.
Функции родителей (законных представителей):
раннее выявление одаренности ребенка;
создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка;
определение социального запроса для школы;
сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательной
деятельности.
5. Организация занятия для одарѐнных детей
Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных
особенностей и интересов в образовательной деятельности.
Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми — способствовать
ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных творческих
способностей обучающихся.
Индивидуальные занятия не являются обязательными.
Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым
в качестве дополнительного образования или специализации, углубления базового
компонента образования.
В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть
назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о денежном
поощрении.
Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и
поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.).
6. Заключительные положения
Настоящее Положение о работе с одаренными детьми является локальным,
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной
организации
(МКОУ
«Курушская
СОШ№2
им
Я.С.Аскандарова»).
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего
Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
Примерная форма индивидуального маршрута развития
одаренного обучающегося
ФИО обучающегося
Класс
Вид (ы) одаренности
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока)
9 класс
Исследовательская деятельность (указание темы работы)
Элективные курсы (названия курсов)
Социальная практика (название)
Дистанционное обучение (название курса)
Обучение в заочной школе (название школы)
Подготовка к конкурсам (названия конкурсов)
Участие в различных конкурсах, олимпиадах
Дополнительное образование (кружки, секции)
Приложение к индивидуальному маршруту развития
одаренного обучающегося
«План индивидуальной работы на
Направление
Сроки,
периодичность
учебный год»
Ответственный
педагог
Результат