36.Дорожная карта по работе с неуспевающими

Дорожная карта по
работе с учащимися имеющими
низкий уровень учебной мотивации на 2023-2024 учебный год в начальной
школе МКОУ «Курушская СОШ №2 им. Я.С.
Аскандарова»
Цель: организовать работу, направив еѐ на обеспечение успешного усвоения базового уровня
образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень
мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию
дома.
Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на
учащихся из внешней среды школы.
Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по
отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека;
сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность
адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.







Задачи:
Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися
«группы риска».
Организовать работу, направив еѐ на обеспечение усвоения базового уровня образования
учащимися «группы риска».

Ожидаемые результаты:




Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
Получение каждым ребенком базового уровня образования.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
В процессе контроля Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
за подготовленностью
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
учащихся
Предложения учащемуся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться
излагать суть явления.

наглядными

пособиями,

помогающими

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении
нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении,
к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной
сильным учеником.

В ходе
самостоятельной
работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений.
Инструктирование о рациональных
требованиях к их оформлению.

путях

выполнения

заданий,

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,
проверка, исправления.
При организации
самостоятельной
работы

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций, карточек с направляющим планом действий.

Профилактика неуспеваемости
Этапы урока

Акценты в обучении

1.
В
процессе Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у
контроля
за учащихся наибольшие затруднения
подготовленностью
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учащегося
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для
класса и концентрировать внимание на их устранении.
Контролировать усвоение
предыдущие уроки.

материала

ученика

ми,

пропустившими

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения
основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять
причины отставания
2. При изложении Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных
элементов излагаемого материала
нового материала
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении
учебного материала
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся
активно усваивать материал
3.
В
ходе
самостоятельной
работы учащихся на
уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала,
стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной
системе, достичь больше го эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по
устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать
постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их
самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и
осуществлять контроль

4. При организации
самостоятельной
работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы,
вызывающих наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными
ошибками.
Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы,
проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся.
Согласовывать объем дом. заданий с другими учителями класса, исключая
перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Список слабоуспевающих и неуспевающих

№

Фамилия, имя Класс
ученика

По каким
предметам
не успевает

Причины,
которые
привели к
плохой
успеваемости

Какие средства
используют в
работе с
учеником

Результаты
работы

План работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
№
п\п
1

2

3

4

5

6

Мероприятия

Срок

Ответственный

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по
Зам директора
основным разделам учебного материала предыдущего года Сентябрь
обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.
Установление
причин
отставания
слабоуспевающих
учащихся через беседы со школьными специалистами: Сентябрь Классоводы
классным руководителем, врачом, встречи с отдельными
родителями и в ходе беседы с самим ребенком.
Составление индивидуального плана работы по ликвидации
Классоводы
пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую Сентябрь
четверть, обновлять по мере необходимости.
Предметники
Используя дифференцированный подход при организации В течение
самостоятельной работы на уроке, включать посильные учебного
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
года.
Вести
обязательный
тематический
слабоуспевающих учащихся класса.

учет

знаний

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в
рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение
учебного
года.

Классоводы

В течение
учебного
года.

Кл .рук.

Мероприятия
1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по
основным разделам учебного материала с целью определения
фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях
учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
(текущие контрольные, районные контрольные работы).
2. Установление причин отставания слабоуспевающих
учащихся через беседы со школьными специалистами:
классным руководителем, встречи с отдельными родителями
и учащимися, показывающими слабые знания.
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации
пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую
четверть.

Срок
Октябрь - май

Ответственные
Учителя-предметники

Октябрь - май

Учителя-предметники

Октябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
В течение
учебного года

Учителя-предметники

Учителя-предметники
4. Используя дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,
фиксировать это в плане урока.
5. Вести обязательный тематический учет знаний
В течение
Учителя-предметники
слабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты)
учебного года
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в
В течение
Учителя-предметники
рабочих или специальных тетрадях по предмету.
учебного года
Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими
учащимися
1. Разработка руководителями предметных МО методических
октябрь
Руководители МО
рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
2. Составление плана мероприятий МО по организации
ноябрь
Руководители МО
индивидуальной работы с учащимися.
3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую
Постоянно
Учителя-предметники
сторону) на фоне всего класса.
4. Определение причин не успешности обучения учащегося
По факту
Учителя-предметники
по предмету.
5. Осуществление диагностики знаний учащегося.
Постоянно
Учителя-предметники
6. Составление индивидуальных диагностических карт и
По факту
Учителя-предметники
планов работы.
7. Подбор дидактического материала.
Постоянно
Учителя-предметники
8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим
Постоянно
Учителя-предметники
учеником в урочное и внеурочное время.
Постоянно
9. Информирование классного руководителя или
Классный руководитель,
непосредственно родителей о результатах обучения
Учителя-предметники
учащегося.
10. Отчѐт учителя-предметника по работе со
Ежемесячно Руководители МО,
слабоуспевающими учащимися
учителя-предметники
Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через
Октябрь
Классные руководители
индивидуальные беседы.
2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося.
В течение
Классные руководители,
года
соц. педагог
3. Работа с учителями-предметниками по проблемам
Постоянно
Классные руководители,
слабоуспевающих учащихся.
учителя-предметники

4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью
выявления социальных проблем учащегося.
5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими
учащимися (в случае систематических пропусков без
уважительной причины постановка на внутришкольный
контроль).
6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их
ребенка.
7. Отчет классного руководителя по работе со
слабоуспевающими учащимися.

В течение
года
Ежедневно

Классные руководители

В течение
года
Ежемесячно

Классные руководители

Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе
1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих
сентябрь
учащихся.
2. Собеседование с классными руководителями по поводу
Ноябрь
согласования и уточнения списка слабоуспевающих и
Декабрь
неуспевающих учащихся. Выяснение причины их отставания.
Март
3. Собеседование с учителями- предметниками по
согласованию и уточнению индивидуальных планов работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
В план учителю включить обязательно:
1. индивидуальную работу по ликвидации пробелов.
2. ведение тематического учета знаний слабых детей.
3. ведение работ с отражением индивидуальных заданий.
4. Собеседования с учителями по итогам четверти с
просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с
результатами индивидуальной работы с ребенком.
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у
слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных
контрольных работ (выборочно).
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками
и их родителями о состоянии их учебных дел.

Классные руководители

Классные руководители

Информацию
предоставляют классные
руководители.

Ноябрь
Декабрь
Март

Учителя - предметники

По итогам
четверти

Учителя - предметники

Согласно
графика
Выборочно,
по ситуации

Учитель – предметник,
классный руководитель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 048-48-71

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».