Дорожная карта по работе с учащимися имеющими низкий уровень учебной мотивации на 2023-2024 учебный год в начальной школе МКОУ «Курушская СОШ №2 им. Я.С. Аскандарова» Цель: организовать работу, направив еѐ на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию. К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома. Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы. Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу. Задачи: Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год. Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации. Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению. Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска». Организовать работу, направив еѐ на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска». Ожидаемые результаты: Выявление основных причин неуспеваемости учащихся. Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении. Получение каждым ребенком базового уровня образования. Меры предупреждения неуспеваемости ученика 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащемуся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке В процессе контроля Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе за подготовленностью Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. учащихся Предложения учащемуся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться излагать суть явления. наглядными пособиями, помогающими Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений. Инструктирование о рациональных требованиях к их оформлению. путях выполнения заданий, Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. При организации самостоятельной работы Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций, карточек с направляющим планом действий. Профилактика неуспеваемости Этапы урока Акценты в обучении 1. В процессе Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у контроля за учащихся наибольшие затруднения подготовленностью Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учащегося учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение предыдущие уроки. материала ученика ми, пропустившими По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания 2. При изложении Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала нового материала Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал 3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь больше го эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль 4. При организации самостоятельной работы вне класса Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся. Согласовывать объем дом. заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. Список слабоуспевающих и неуспевающих № Фамилия, имя Класс ученика По каким предметам не успевает Причины, которые привели к плохой успеваемости Какие средства используют в работе с учеником Результаты работы План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися № п\п 1 2 3 4 5 6 Мероприятия Срок Ответственный Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по Зам директора основным разделам учебного материала предыдущего года Сентябрь обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: Сентябрь Классоводы классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком. Составление индивидуального плана работы по ликвидации Классоводы пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую Сентябрь четверть, обновлять по мере необходимости. Предметники Используя дифференцированный подход при организации В течение самостоятельной работы на уроке, включать посильные учебного индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. года. Вести обязательный тематический слабоуспевающих учащихся класса. учет знаний Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. В течение учебного года. Классоводы В течение учебного года. Кл .рук. Мероприятия 1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, районные контрольные работы). 2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания. 3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Срок Октябрь - май Ответственные Учителя-предметники Октябрь - май Учителя-предметники Октябрь Ноябрь Январь Апрель В течение учебного года Учителя-предметники Учителя-предметники 4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. 5. Вести обязательный тематический учет знаний В течение Учителя-предметники слабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты) учебного года 6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в В течение Учителя-предметники рабочих или специальных тетрадях по предмету. учебного года Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися 1. Разработка руководителями предметных МО методических октябрь Руководители МО рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. 2. Составление плана мероприятий МО по организации ноябрь Руководители МО индивидуальной работы с учащимися. 3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую Постоянно Учителя-предметники сторону) на фоне всего класса. 4. Определение причин не успешности обучения учащегося По факту Учителя-предметники по предмету. 5. Осуществление диагностики знаний учащегося. Постоянно Учителя-предметники 6. Составление индивидуальных диагностических карт и По факту Учителя-предметники планов работы. 7. Подбор дидактического материала. Постоянно Учителя-предметники 8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим Постоянно Учителя-предметники учеником в урочное и внеурочное время. Постоянно 9. Информирование классного руководителя или Классный руководитель, непосредственно родителей о результатах обучения Учителя-предметники учащегося. 10. Отчѐт учителя-предметника по работе со Ежемесячно Руководители МО, слабоуспевающими учащимися учителя-предметники Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися 1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через Октябрь Классные руководители индивидуальные беседы. 2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося. В течение Классные руководители, года соц. педагог 3. Работа с учителями-предметниками по проблемам Постоянно Классные руководители, слабоуспевающих учащихся. учителя-предметники 4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося. 5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими учащимися (в случае систематических пропусков без уважительной причины постановка на внутришкольный контроль). 6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их ребенка. 7. Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими учащимися. В течение года Ежедневно Классные руководители В течение года Ежемесячно Классные руководители Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе 1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих сентябрь учащихся. 2. Собеседование с классными руководителями по поводу Ноябрь согласования и уточнения списка слабоуспевающих и Декабрь неуспевающих учащихся. Выяснение причины их отставания. Март 3. Собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению индивидуальных планов работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. В план учителю включить обязательно: 1. индивидуальную работу по ликвидации пробелов. 2. ведение тематического учета знаний слабых детей. 3. ведение работ с отражением индивидуальных заданий. 4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком. 5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ (выборочно). 6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями о состоянии их учебных дел. Классные руководители Классные руководители Информацию предоставляют классные руководители. Ноябрь Декабрь Март Учителя - предметники По итогам четверти Учителя - предметники Согласно графика Выборочно, по ситуации Учитель – предметник, классный руководитель